Элис Фаин-Адье
Дай же мне погибнуть мучительно, и пусть это докажет, что когда-то я и вправду была жива.
Я сегодня была на выставке "Время Мечтать" в музее Москвы. Проштудировав затем интернет в поисках забытого названия короткометражки, я поняла, что написано о ней незаслуженно мало. Достойная экспозиция раскручена только в пределах двухсот метров от музея и на официальном сайте. Поэтому все-таки напишу: друзья, сходите! Волей-неволей, а проникнетесь, вне зависимости от окончательного мнения.

Билет стоил всего пятьдесят рублей. В будний день около часу дня я была чуть ли не единственной в здании(на заметку каникулярам). Имеется молодой и приветливый персонал, радостно рассказывавший мне о том, как им в гостевую книгу бухнули "Все тутошние художники - геи и демократы!!!", причем на обоих этажах выставки.
Общая тема экспозиции - мечта, а именно знаменитая фраза "I have a dream" Мартина Лютера Кинга. Тема широкая, так что картины, фотографии, реквизит короткометражек невозможно как-то связать между собой. Разве что тремя актуальными "Э" - экзистенциализм, эмоции, экология. От гравюр в духе Гойи до фотографии того, как человек подтачивает природу под себя.









Второй этаж значительнее симпатичней первого, там больше разнообразия и интереснее композиция зала: экспонаты буквально перегораживают тебе дорогу. Среди них - огромное кружевное полотно с надписью SOMEONE ELSE и застекленный куб, в котором стоит покинутая конторка, приемник, остатки комнатных растений - а вокруг дикая поросль, песок и клетка с живым попугаем. Много масштабных картин на апокалиптическую тему, в том числе и на тему апокалипсиса религиозного(серия полотен о буддистском самосожжении), есть целый лес из освещенных бутылок, в котором сверчки и птичий щебет чередуются с дабстепом.




Но самое крутое - это все-таки атмосфера. В гостевой книге через каждые две страницы жаловались на то, что в залах ни света, ни воздуха - так и есть. Из темных, тесных залов, где играют корометражки, доносится звуковая дорожка, от диснеевских песен до осатанелого звона бубнов, смешивается между собой. Пахнет недавним ремонтом и резиновым покрытием, и в покрытие словно заворачивают тебя самого. Остается только зайти в зал с любимым видео( у меня это - норвежская фантазия "Федерзи"), лечь на длинную скамью, подложив под голову рюкзак, и раствориться...

ФЕДЕРЗИ, 2013.

... Непонятная фигура в страшенной маске, в одеждах из соломы, бредет по заснеженному полю. В одной - руке или лапе? - трезубец, в другой - трепещущий факел. Ищет или потерялся?
Вечерний переулок норвежского городка заполонили маски. Толстощекие японцы, Минотавры в тяжелых бубенцах и с огромными белыми глазами. Внезапно они начинают в исступлении плясать, бубенцы грохочут, от окна отшатывается чья-то фигура. Маска тянет за собой человека на веревке... А может, показалось.

Ночные огни городка, заснеженный мост. Маски уходят, и один из них машет в черноту соломенной лапой.
Поле, полное сухих, мертвых цветов. Маски шагают прямо в траве, бубенцы еле слышны издали. Маски собираются на пристани, встают перед камерой, будто для семейного фото - белые глаза Минотавра смотрят тревожно.

Аккуратные домики, заснеженные дорожки. Чье-то отражение в стекле автобуса. Это - пожилой мужчина, который, вернувшись домой, примеряет перед зеркалом страшенную деревянную маску..
Незнакомая женщина курит в стекло, а бубенцы громче, громче, громче...

Ночные огни городка. Маска, махнувшая в темноту своей соломенной лапой, гребет по незамерзшей реке. Маска идет по заснеженному полю, непонятно, ищет ли, или потерялась. В одной - руке или лапе? - у нее трезубец, а в другой - трепещущий факел. Норвежская ночь длинна, и снег заметает ее следы...


П.С. Станция метро Парк Культуры на Сокольнической линии, Зубовский переулок, 2. До 10 августа.

П.П.С. Все фотографии - не мои. Мои будут тогда, когда наконец-то найдется флешка от бедной Люмии...

@музыка: Вельвет - Продавец Кукол

@темы: жертвы искусства, жизнь?.