Осторожно, спойлеры!
Эта книжка и в самом деле стала для меня волнением- с того самого сентября 2011, когда я поспешно схватила с полки разрекламированный "Сорняк, обвивший сумку палача", у меня внутри включается пропеллер всякий раз, как вижу новинку Алана Брэдли.
Обложки книг Брэдли в русском дизайне узнаваемы издалека: болезненная, с пусто-насмешливыми глазами, неуместно чувственным ртом и непропорционально большой головой, главная героиня Флавия де Люс смотрит из-за готических букв названия. Которое, кстати, будет сразу понятно только заядлым книгочеям- это обрывки из кладбищенской поэзии и стихов Теннисона. Сразу замечаешь и готовишься: будет темно и скелеты заиграют на тромбонах( что-то от Тима Бертона в романах действительно есть)
Это(скелеты в сторону) заранее располагает к не совсем детскому чтению, несмотря на довольно наивные краткие описания и формулировки вроде "юная сыщица". Флавия- злобненькая девчушка-интроверт, и не получает за свои раскопки и анализы лавров помощника следователя, как все "юные". Наоборот-все стараются ее изгнать подальше, с первой книги до последней. Сначала-от недоверия, потом-от безысходности. И, кстати, все пять книг линия постоянно опаздывающей полиции нисколько не надоедает.
дальше
читать дальшеКнижки прельщают, кроме закрученного сюжета, сновиденческого дизайна, множества милых интеллетуальных подробностей( когда правил Генрих Восьмой?) и бытия ироничной лоли(так порой и хочется вообразить Флавию ведущей блог)- еще и атмосферой уюта дома, в котором люди друг друга не любят. Да-да. Отношения с сестрами и отцом у Флавии прохладны. Она то и дело пытается вывести причину неувязки, правда, думает, в основном, одну и ту же думу, и ни к чему особо полезному не приходит. Разве что к тому, что, может, их семья и могла бы пить вместе чаек, но не может, потому что это именно семья де Люсов. Прелесть, не так ли? Добавьте к этой "семейке Аддамс" жизнерадостные монологи о химии и парочку захватывающих преступлений, и уже создается неповторимый шарм, чисто английско-захолустный вариант.
В последней книжке-"Я вещаю из гробницы"- шарма нет. Семья медленно распадается, иногда прерываясь на то, чтобы истерически порыдать друг в друга или сделать признание, которого лучше не делать.
Да и обложка довольно несуразна- грязно-серая, Флавия почти неузнаваема, одета, как первая леди на приеме у гробовщика.
Но это не значит, что книжка плоха, отнюдь.
Просто тут нельзя обращать внимание на достаточно скверно взаимосвязанный сюжет, отстутствие привычно обаятельного или хотя бы запоминающегося злодея( зато пристутствие гиперактивной отвергнутой сопранистки), странные переплетения с событиями прежней книги и тонкостями гематологии*(хотя это красиво).
Обращать внимание можно лишь на то, что Флавия взрослеет. Она- совсем не Питер Пен, и не Карлсон без возраста как такого. Теперь видно, что Флавия- это не головоломная машинка с косичками, а добрая душа, плачущая над чуть не зарезанной курицей, желающая справедливости для больных и отравленных(хоть бы и ею самой, однако), и понимающая, что врожденные способности не дают ей права ничего требовать.
Всех этих качеств не было заметно в прежних книгах, а ведь по их счету она повзрослела лишь на год. Теперь одна деталь выставлена на первый план и вещает из гробницы. А остренький сюжетец и фамильно-могильные тайны нам наверняка подадут в следующей части.
Ведь в конце книги читатель узнает, что нашли ту, что все пять частей считалась мертвой. Мать Флавии.
А если вернется мать, или просто изменится от вести склад семьи- как снова не истончиться, не перевиться характеру? Как не изменить метода обнаружения улик?
Так что эта книга- серый слой глинисто-слезливой почвы, под которым уже лежат сокровища. Или гнилые кости, уж как получится.
Ждем!
P.S. Любителям Брэдли- читайте потому, что Доггер и новый персонаж- ботаник Адам Сауэрби здесь великолепны.