воскресенье, 28 апреля 2013
Начнем с того, что издательство "Самокат"- воплощение демократии. Оно однажды предложило мне некое подобие работы: я пишу на их выпускаемые книжки рецензии( количество и баланс ненависти или котят неважны), а они мне платят теми же книжками. Получается сказка про белого бычка, но мне нравится. Во-первых, ощущать бесконечность всегда приятно.
Когда не просто окунаешься в мир книги, цепляясь ногтями за несделанную работу по дому, чтобы не забыть, а еще и должен ответить этой книге на ее вопрос, набрать ей обратную телеграмму-
" смысла нет.тчк"- здорово чувствуешь себя живой и с развязанным языком, а не сложенной вчетверо в чужом гробу.
Ну и бесплатные книженции, конечно. Лучше не бывает. Ими можно замусоривать книжную полку, или скармливать перерабатывателю бумаги, если макулатура, а если наберется достаточно много- построить из них дворец, как у Нила Геймана.
Это все были благодарности, сказка, то бишь, отмазка от полноценной критики будет сейчас. Отмазка- потому что уж больно мне по душе пришлась эта книга.
Кристина Гудоните- "Дневник Плохой Девчонки".
Записки о малодушном
читать дальшеЕдинственная, на мой взгляд, проблема с этой книгой- название. Либо госпожа Гудоните поленилась его выдумывать, либо постарался отечественный переводчик, но словосочетание «Плохая Девчонка» настолько замусолено поп-певцами и режиссерами сериалов, что имеет единственное значение в лицах широких масс- похотливая стерва с запрограмированным шопоголизмом. А потому интеллигентная часть этих широких масс попросту может не взять эту книгу с прилавка. И лишит себя прекрасного чтения, которые не поймут те, кто ищет очередную эпопею о девочке с глазами кошки.
Но, граждане, не позволяйте провалившемуся наименованию отвратить вас от прочтения «Дневника»! Ибо на этом моменте единственный минус скрывает алый занавес, а автор, теряя облик критика, начинает расхваливать все положительные моменты.
Написана книга действительно в форме дневника, хотя на дневник не очень похоже- уж слишком детальны и правильно построены записи, как будто дневник из чистого любопытства пописывает обладатель фотографической памяти. Сюжет предельно прост- пятнадцатилетняя Котрина, прямолинейная литовка с рядом вредных привычек и слишком большим количеством невысказанных мыслей, устает от привычной жизни, сбегает, вляпывается в передрягу, но в передряге находит друзей и начинает смотреть на свою «трижды никому не нужную жизнь» совершенно по-другому.
В смысле передряги и явившегося героине херувима во плоти «Дневник» несколько схож с знаменитым «Говори» Лори Холс Андерсон, недавно праздновавшим платиновое издание. Обе героини- Котрина и Мелинда- замыкаются в себе, забивают своим проблемам рот ватой, и находят забвение в еде или в алкоголе. А проблемы тем временем набухают, как весенние почки, и уже готовы взорваться им в лицо- но появляется эксцентричный, едва знакомый, но определенно посланный Небом человек и как следует дает им по попе. Для того, чтобы они признались в правде в первую очередь себе.
Так почему же я легко пройду мимо «Говори», но с удовольствием поставлю на полку «Дневник»? Все очень просто. В «Говори» существование Мелинды принимает другой оборот после пресловнутого шлепка, птицы поют, все будет хо-ро-шо в стиле Верки Сердючки. Злодей унижен, подруги все поняли. Натужный хэппи-энд, уверяющий, что все будет пучком, если не будешь с проблемами один на один.
В «Дневнике»- ничего подобного. По ранимой Котрине режет правда: кем бы ни был твой новый знакомый, хоть бы и Матерью Терезой, но изменить собственную жизнь ты сможешь только сам. Хорошие события, вселяющие надежду в наивные читательские сердца будто обрублены, напоминая- прощение могут даровать, но за ошибки заплатить придется. Бабушка-актриса, которую Котрина когда-то обворовала, открывает ей глаза на значимость свободы и правды, а затем- умирает, оставив «просветленную» девушку одну.
Занавес.
Общие впечатления о книге- читать страшно. Котрина настолько жива, и настолько прокурена чем-то едким, что слышно, как она дышит, как пьяно смеется, как кричит от безысходности во всю ивановскую. На Котрину не действует излюбленный авторский прием « к концу книги герой станет другим человеком»- да, меняется ее отношение к себе и к людям, но не она сама. Котрина не становится милой или хотя бы уравновешенной. Смерть «ее бабулечки» настолько ее пробивает, что Вселенная вокруг нее окончательно рушится. И понятно, что уж теперь она точно никогда не придет домой. Что и требовалось доказать. Ведь она- Плохая Девчонка, но без вмешательства старой мудрой актрисы ее побег бы не имел смысла. А теперь это уже не побег. Это Исход. Это вынужденная добровольная ссылка, где она научится быть самой собой. Или окончательно сопьется.
«Дневник» полон деструктивной энергии, однако не может называться ни агрессивным, ни злым, ни безнравственным. Как можно оставаться хорошей девочкой в мире, где все врут и пытаются быть кем угодно, но не собой? Кому нужна хорошесть, силком запихиваемая в глотку? Котрина- олицетворение подростка, ищущего свободы. Хотя и многим взрослым, всему миру, который окружает ее и нас, свобода не помешает. Ведь свобода- это «возможность никогда не лгать»(с).
Прочитайте «Дневник Плохой Девчонки». Поохайте над тем, как современные книжки наполняют детские головы тяжелыми мыслями и огрязнением общественных моралей. Или же поймите и сквозь зубы признайте, что роман Гудоните правдив. Одно могу гарантировать- без впечатлений вы не останетесь.
И фальшивые морали уже будут так же нужны, как потерянной в хаотичной тоске Котрине-возвращение одолженных денег. Ведь правду и счастье нельзя ни купить, ни заслужить правильным поведением.
Оценка: 9 из 10. Балл сняла за нелепое название, только и всего.
@настроение:
беги, беги, беги
@темы:
о совсем других